Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Информационное обеспечение
Федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской
Федерации» нацелен на создание возможностей для получения качественного образования
гражданами разного возраста и социального положения.
Организация современной цифровой среды в дошкольном учреждении способствует
реализации ключевых принципов, целей и задач ФГОС ДО, является эффективным средством для
реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды учреждения.
Вместе с тем, анализ материально-технической, развивающей среды и финансовых
условий детского сада, компетентности педагогических кадров в области цифровых технологий
показал нам недостаточный уровень готовности детского сада к удовлетворению интересов и
потребностей семей во взаимодействии в цифровом пространстве. Таким образом, было выявлено
противоречие между заказом государства в создании возможностей для получения качественного
образования гражданами разного уровня, личностного развития и социального положения,
потребностями детей и родителей к взаимодействию в цифровом пространстве и возможностями
дошкольной образовательной организации. В этой связи, для МДОУ №23 «Лучик», имеющего
группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, в настоящее время актуальна
проблема организации развивающей цифровой среды детского сада, способствующей реализации
государственных гарантий в получении качественного образования и удовлетворяющей
потребностям семьи
Начиная с февраля 2020 года педагогами групп компенсирующей направленности
началось использование в образовательном процессе цифровой образовательной среды. Задачами
инновационного проекта мы определили:
 Создать информационно-образовательную среду для дошкольного обучения на основе внедрения в
образовательный процесс ЭОР (электронные образовательные ресурсы).
 Создать модель образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи с использованием ЭОР, способствующего формированию
положительной мотивации у дошкольников к обучению в школе.
 Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам применения
технологий ЭОР в образовательном процессе.
 Повысить мотивацию родителей для использования ЭОР совместно с ребенком вне детского сада.
На первом этапе мы разработали модель образовательного процесса в группах
компенсирующей направленности для детей с ТНР с использованием ЭОР и ИКТ.
Реализация модели осуществлялась через включение цифровых образовательных ресурсов
во все части образовательного процесса. Специально организованное обучение и индивидуальные
коррекционно-развивающие занятия включают использование ЭОР: 180 занятий (36 тем) по пяти
образовательным областям. Каждый ресурс содержит интерактивные мультимедийные объекты в
виде игр и заданий, подобраны стихи, презентации, игры, музыкальное сопровождение.
Сформулированы вопросы детям и включены материалы к каждой теме. Все эти материалы
доступны по гиперссылкам. Несмотря на то, что в ресурсе прописан ход образовательной
деятельности, педагоги следуют потребностям и интересам детей, варьируя тему и содержание
занятия, а также учитывают индивидуальный темп развития ребенка.
Совместная образовательная деятельность с использованием ИКТ предполагает
полноценно осуществлять проектную деятельность исследовательского типа. Так в процессе
реализации проектов, дошкольники используют, в том числе и компьютер, планшеты с выходом в
Интернет, для получения информации о новом объекте в процессе его исследования. Педагогами
групп к новому учебному году создана электронная библиотека (тексты и аудио) художественных
произведений. У каждого воспитателя и специалиста детского сада есть возможность их
использовать на занятиях, индивидуальных коррекционно-развивающих занятия с педагогомпсихологом, в режимных моментах и для чтения и слушания дома вместе с родителями.
Педагогами создаются условия для самостоятельной детской деятельности. Для этого
используем гиперссылочные коллекции. Гиперссылочные коллекции по своей сути представляют
электронные картотеки, аудио библиотеки, музыкальные подборки песен, произведений для
прослушивания и т.п. Их не только используют воспитатели в совместной деятельности с детьми,
но также и сами дети в самостоятельной деятельности. Примером может служить электронная
аудиобиблиотека, которой может воспользоваться ребенок в «литературном центре». Для этого
ему необходим планшет с подключенными наушниками и графическое изображение, символ
сказки, стихотворения (а в подготовительной группе и название литературного произведения).

Предложенные родителям задания носят рекомендательный характер, тщательно
проанализированы педагогами для продуктивного и целесообразного использования
самостоятельно. Это особенно актуально стало во время самоизоляции и дистанционного
обучения.
Родителям ЭОР дали возможность использовать совместно с ребенком вне детского сада,
активно участвовать в жизни дошкольного учреждения. Возможность непосредственного контакта
ребенка с родителями в ситуациях, когда он в этом нуждается.
Для эффективной реализации проекта у педагогов, должны быть сформированы
компетенции в использовании цифровых образовательных ресурсов, работы с родителями.
За 2019-2023 год 29 педагога прошли обучение по программам создания блогов и 19
человек обучились на курсах по работе с интерактивной доской. Совместно педагогами
разработано комплексно-тематическое планирование.
Для реализации проекта в дошкольном учреждении каждая группа и кабинеты специалистов
имеют доступ к сети Интернет. 3 группы компенсирующей направленности, кабинеты педагогапсихолога и учителя-логопеда оснащены мультимедийным оборудованием, в них установлены
интерактивные доски. Кабинет «Детская библиотека» оснащен 6 планшетами, 3 стационарными
компьюторами. В группах компенсирующей направленности установлены стационарные
компьютеры с выходом в Интернет. К информационным ресурсам, позволяющим обеспечить
работу
в
проекте,
мы
относим
официальный
сайт
детского
сада https://luchik23.tvoysadik.ru/, блоги групп и специалистов детского сада, подборка
сайтов с готовыми интерактивными играми и конструкторами таких игр. (Learning Apps, logiclike,
Мерсибо и другие). В дальнейшем мы планируем, что воспитатели самостоятельно расширят
методическую копилку интерактивных игр за счет уже готовых и разработанных самостоятельно,
включив региональный компонент.
В 2020-2023 учебном году использовать цифровые образовательные ресурсы стали не
только педагоги, участники инновационного проекта, но воспитатели групп общеразвивающей
направленности для детей 4-7 лет. Педагоги используют в совместной партнерской деятельности с
детьми интерактивные тематические презентации, аудиофайлы электронной библиотеки детских
художественных произведений, интерактивные игры с использованием SMART доски, в том
разработанные участниками инновационного проекта и самостоятельно, др. В группах раннего
возраста востребована аудио картотека «Народный фольклор для малышей» (потешки, песенки,
колыбельные), что особенно актуально в период адаптации детей к условиям детского сада.
Результаты реализации проекта были представлены на заседании городского научнометодического совета (протокол № 1 от 28.08.2020г. https://www.sayansk-cro.ru/17-proforientatsiyanovosti/47-resheniya-nms.html) и послужили решением включения дошкольного учреждения в
работу муниципальной инновационной площадки «Расширение спектра цифровых навыков для
применения их в повседневной профессиональной деятельности педагогических работников» в
форме кооперации в рамках инновационной педагогической площадки ГАУ ДПО ИРО, МОУ ДПО
ЦРО по направлению «Развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования в
условиях реализации проекта «Учитель будущего».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».