Информационное обеспечение Федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения. Организация современной цифровой среды в дошкольном учреждении способствует реализации ключевых принципов, целей и задач ФГОС ДО, является эффективным средством для реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды учреждения. Вместе с тем, анализ материально-технической, развивающей среды и финансовых условий детского сада, компетентности педагогических кадров в области цифровых технологий показал нам недостаточный уровень готовности детского сада к удовлетворению интересов и потребностей семей во взаимодействии в цифровом пространстве. Таким образом, было выявлено противоречие между заказом государства в создании возможностей для получения качественного образования гражданами разного уровня, личностного развития и социального положения, потребностями детей и родителей к взаимодействию в цифровом пространстве и возможностями дошкольной образовательной организации. В этой связи, для МДОУ №23 «Лучик», имеющего группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, в настоящее время актуальна проблема организации развивающей цифровой среды детского сада, способствующей реализации государственных гарантий в получении качественного образования и удовлетворяющей потребностям семьи Начиная с февраля 2020 года педагогами групп компенсирующей направленности началось использование в образовательном процессе цифровой образовательной среды. Задачами инновационного проекта мы определили: Создать информационно-образовательную среду для дошкольного обучения на основе внедрения в образовательный процесс ЭОР (электронные образовательные ресурсы). Создать модель образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ЭОР, способствующего формированию положительной мотивации у дошкольников к обучению в школе. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам применения технологий ЭОР в образовательном процессе. Повысить мотивацию родителей для использования ЭОР совместно с ребенком вне детского сада. На первом этапе мы разработали модель образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР с использованием ЭОР и ИКТ. Реализация модели осуществлялась через включение цифровых образовательных ресурсов во все части образовательного процесса. Специально организованное обучение и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия включают использование ЭОР: 180 занятий (36 тем) по пяти образовательным областям. Каждый ресурс содержит интерактивные мультимедийные объекты в виде игр и заданий, подобраны стихи, презентации, игры, музыкальное сопровождение. Сформулированы вопросы детям и включены материалы к каждой теме. Все эти материалы доступны по гиперссылкам. Несмотря на то, что в ресурсе прописан ход образовательной деятельности, педагоги следуют потребностям и интересам детей, варьируя тему и содержание занятия, а также учитывают индивидуальный темп развития ребенка. Совместная образовательная деятельность с использованием ИКТ предполагает полноценно осуществлять проектную деятельность исследовательского типа. Так в процессе реализации проектов, дошкольники используют, в том числе и компьютер, планшеты с выходом в Интернет, для получения информации о новом объекте в процессе его исследования. Педагогами групп к новому учебному году создана электронная библиотека (тексты и аудио) художественных произведений. У каждого воспитателя и специалиста детского сада есть возможность их использовать на занятиях, индивидуальных коррекционно-развивающих занятия с педагогомпсихологом, в режимных моментах и для чтения и слушания дома вместе с родителями. Педагогами создаются условия для самостоятельной детской деятельности. Для этого используем гиперссылочные коллекции. Гиперссылочные коллекции по своей сути представляют электронные картотеки, аудио библиотеки, музыкальные подборки песен, произведений для прослушивания и т.п. Их не только используют воспитатели в совместной деятельности с детьми, но также и сами дети в самостоятельной деятельности. Примером может служить электронная аудиобиблиотека, которой может воспользоваться ребенок в «литературном центре». Для этого ему необходим планшет с подключенными наушниками и графическое изображение, символ сказки, стихотворения (а в подготовительной группе и название литературного произведения). Предложенные родителям задания носят рекомендательный характер, тщательно проанализированы педагогами для продуктивного и целесообразного использования самостоятельно. Это особенно актуально стало во время самоизоляции и дистанционного обучения. Родителям ЭОР дали возможность использовать совместно с ребенком вне детского сада, активно участвовать в жизни дошкольного учреждения. Возможность непосредственного контакта ребенка с родителями в ситуациях, когда он в этом нуждается. Для эффективной реализации проекта у педагогов, должны быть сформированы компетенции в использовании цифровых образовательных ресурсов, работы с родителями. За 2019-2023 год 29 педагога прошли обучение по программам создания блогов и 19 человек обучились на курсах по работе с интерактивной доской. Совместно педагогами разработано комплексно-тематическое планирование. Для реализации проекта в дошкольном учреждении каждая группа и кабинеты специалистов имеют доступ к сети Интернет. 3 группы компенсирующей направленности, кабинеты педагогапсихолога и учителя-логопеда оснащены мультимедийным оборудованием, в них установлены интерактивные доски. Кабинет «Детская библиотека» оснащен 6 планшетами, 3 стационарными компьюторами. В группах компенсирующей направленности установлены стационарные компьютеры с выходом в Интернет. К информационным ресурсам, позволяющим обеспечить работу в проекте, мы относим официальный сайт детского сада https://luchik23.tvoysadik.ru/, блоги групп и специалистов детского сада, подборка сайтов с готовыми интерактивными играми и конструкторами таких игр. (Learning Apps, logiclike, Мерсибо и другие). В дальнейшем мы планируем, что воспитатели самостоятельно расширят методическую копилку интерактивных игр за счет уже готовых и разработанных самостоятельно, включив региональный компонент. В 2020-2023 учебном году использовать цифровые образовательные ресурсы стали не только педагоги, участники инновационного проекта, но воспитатели групп общеразвивающей направленности для детей 4-7 лет. Педагоги используют в совместной партнерской деятельности с детьми интерактивные тематические презентации, аудиофайлы электронной библиотеки детских художественных произведений, интерактивные игры с использованием SMART доски, в том разработанные участниками инновационного проекта и самостоятельно, др. В группах раннего возраста востребована аудио картотека «Народный фольклор для малышей» (потешки, песенки, колыбельные), что особенно актуально в период адаптации детей к условиям детского сада. Результаты реализации проекта были представлены на заседании городского научнометодического совета (протокол № 1 от 28.08.2020г. https://www.sayansk-cro.ru/17-proforientatsiyanovosti/47-resheniya-nms.html) и послужили решением включения дошкольного учреждения в работу муниципальной инновационной площадки «Расширение спектра цифровых навыков для применения их в повседневной профессиональной деятельности педагогических работников» в форме кооперации в рамках инновационной педагогической площадки ГАУ ДПО ИРО, МОУ ДПО ЦРО по направлению «Развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования в условиях реализации проекта «Учитель будущего».